Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребёнка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребёнка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.
Гигиеническое воспитание -это часть общего воспитания, а гигиенические навыки -это неотъемлемая часть культурного поведения. Таким образом, в нашей группе важное внимание уделяется воспитанию здорового ребёнка. Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей культурно-гигиенических навыков. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, приёму пищи.
Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Воспитатели младшей группы предоставляют ребёнку самостоятельность; но наряду с этим каждый ребёнок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи.
Обучение гигиеническим навыкам мы начали со знакомства с предметами личной гигиены: полотенца, носового платка, расчёски. Первоначально сами показывали ребятам, как правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать насухо. Объясняли, что во время мытья рук удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать разные заболевания. Также знакомили детей с правилами умывания: руки надо мыть не только перед едой, но после прогулки, по мере загрязнения и после посещения туалета. Объясняли целесообразность и важность проведения процедур.
Использование потешек, стихов, сюрпризных моментов и игрушек повышает активность детей и побуждает их самостоятельность в выполнении гигиенических процедур. Одной из главных задач было ознакомление детей с правилами поведения за столом, на столе у нас всегда порядок (не должен быть накрошен хлеб, рассыпаны кусочки пищи, правильно пользуемся столовыми приборами и салфетками, обязательно благодарим за еду)
Наиболее эффективным средством формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста является игра. В процессе воспитания у детей культурно-гигиенических навыков мы использовали следующие дидактические игры и упражнения:
«Кукла Катя обедает», «В гостях за столом», «Напоим Машу чаем», «Учим куклу Катю мыть руки», «Уложим куклу спать», «Сделаем куклам разные причёски»
Использовали стихи, потешки, песенки, рассказы:
К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», И Муравейка
« Я сама», К. Чуковский «Федорино горе», «Водичка, водичка», «Мы за стол садимся кушать»
Таким образом формирование культурно-гигиенических навыков -это первоочередная задача воспитания маленького ребенка, а младший возраст - наиболее подходящий период для воспитания культурно-гигиенических навыков. Необходимым условием при формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста является единство требований со стороны взрослых в детском саду и в семье.
|